16 февраля 2022 года
Тема: Суффиксы существительных, при помощи которых образуются названия лиц женского и мужского пола
1. Внимательно прочитайте правила.
Суффиксы, образующие название лиц
Образуют названия лиц мужского пола:
по действию (от глаголов): -ел, -чик, -щик, -льщик, -ец, -лец, -арь, -ла (просить-проситель, разведывать-разведчик,барабан-барабанщик, кровля-кровельщик, кормить-кормилец, печь-пекарь, заводить-заводила);
по предмету, характерному для его действия: -щик, -чик, -ник, -ак, -як (лес-лесник, автомат-автоматчик, бетон-бетонщик, рыба-рыбак, море-моряк);
по признаку, характерному для лица: -ик, -ак, -як, ец, -ыш, -ун, -ач (разумный-разумник, здоровый-здоровяк, чужой-чужак, крепкий-крепыш, болтливый-болтун, сильный-силач);
по принадлежности к научной или политической деятельности: -ист, -ец (атеизм-атеист, партия- партиец);
по принадлежности к месту проживания или национальности: -ец, -анин, -янин, -ин, -ич (Португалия-португалец, Крым-крымчанин, север-северянин, Болгария-болгарин, Москва-москвич).
Образуют от названий лиц мужского пола названия лиц женского пола:
на -тель с помощью суффикса -ниц- (воитель-воительница);
на -ец, -ист, -ичс помощью суффикса -к-(кубинец-кубинка, моралист-моралистка, москвич-москвичка);
на -ак, -як с заменой -к- на -ч- (бедняк-беднячка, рыбак-рыбачка);
на -анин, -янин с заменой -ин на -к- (мещанин-мещанка, землянин-землянка);
на -ец с помощью суффикса -иц (кормилец-кормилица);
на -ун с помощью -ья (хвастун-хвастунья);
на -чик, -щик, -ик с заменой -к- на -ц- (ответчик-ответчица, кладовщик-кладовщица, умник-умница).
2. Выполните задание. Образуйте существительные - название лица женского пола от данных слов:
учитель – писатель – |
испанец –
комсомолец –
коммунист –
добряк –
скрипач - северянин – |
|
красавец –
кормилец – говорун – хвастун - . |
Шановні учні! Завдання треба відсилати в той день,
коли урок за розкладом.
24 ноября 2021 года
Тема урока: Двоеточие и тире в предложениях с однородными членами
При однородных членах предложения бывают обобщающие слова, которые могут стоять перед или после однородных членов.
Обобщающие слова — это слова, стоящие при однородных членах и указывающие их общее значение. Обобщающие слова отвечают на тот же вопрос и являются тем же членом предложения, что и однородные члены.
В саду росли цветы: розы, тюльпаны, нарциссы.
Слово цветы — это обобщающее слово. И обобщающее слово (цветы), и однородные члены (розы, тюльпаны, нарциссы) являются подлежащими.
В схемах предложений с обобщающими словами, обобщающие слова обозначаются так –
Двоеточие ставится после обобщающего слова, если оно стоит перед однородными членами предложения:
В саду росли разные деревья: дубы, каштаны и липы.
[ : , и .]
Тире ставится перед обобщающим словом, если оно стоит после однородных членов предложения.
Бумага, краски, карандаши – всё было аккуратно сложено.
[, , – .]
Выполните задание:
Перепишите, расставьте знаки препинания, Сделайте схемы предложений.
1) В человеке должно быть всё прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. (А. Чехов) 2) Живя умей всё пережить Печаль и радость и тревогу. (Ф. Тютчев) 3) Будущее принадлежит двум типам людей человеку мысли и человеку труда. (В. Гюго) 4) Ничто ни слова ни мысли ни даже поступки наши не выражает так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру как наши чувствования... (К. Ушинский)
17 ноября 2021 года
Тема урока: Сложные предложения. Запятая в сложных предложениях
1. Посмотрите видеоурок.
2. Запишите в тетрадь:
- Что такое сложное предложение?
-Запишите все три сложных предложения из видео. Подчеркните грамматические основы.
- На какие виды делятся сложные предложения?
20 октября 2021 года
Ребята, возьмите чистую тетрадь и подпишите её:
Тетрадь
для контрольных работ
по русскому языку
ученика/ученицы 5 класса
Катериновской ОШ
Фамилия, имя в родительном падеже:
Арзуманяна Аркадия
Бондаревой Натальи
Гичко Вадима
Лавриненко Ангелины
Маслова Александра
Топаловой Лины
Открываем тетрадь и пишем число
Двадцатое октября
Контрольная работа №1
1. Спишите текст.
Озеро
Сквозь деревья сверкнула вода, и вскоре дорожка привела к большому озеру. Озеро было без берегов. Шла сочная трава лесной поляны, и вдруг на уровне травы началась вода. Как будто лужу налило дождём. Казалось, что под водой тоже продолжается трава. Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, и чем больше уходило оно в глубину, тем чернее становилась озёрная вода.
2. Выделенные красным цветом слова выпишите и разделите для переноса.
3. Выделенные голубым цветом слова выпишите и определите количество слогов.
4. Сфотографируйте и вышлите мне на вайбер 0993062466