16 февраля 2022 года

Тема: Суффиксы существительных, при помощи которых образуются названия лиц женского и мужского пола

1. Внимательно прочитайте правила.

Суффиксы, образующие название лиц

Образуют названия лиц мужского пола:

 

по действию (от глаголов): -ел, -чик, -щик, -льщик, -ец, -лец, -арь, -ла (просить-проситель, разведывать-разведчик,барабан-барабанщик, кровля-кровельщик, кормить-кормилец, печь-пекарь, заводить-заводила);

по предмету, характерному для его действия: -щик, -чик, -ник, -ак, -як (лес-лесник, автомат-автоматчик, бетон-бетонщик, рыба-рыбак, море-моряк);

по признаку, характерному для лица: -ик, -ак, -як, ец, -ыш, -ун, -ач (разумный-разумник, здоровый-здоровяк, чужой-чужак, крепкий-крепыш, болтливый-болтун, сильный-силач);

по принадлежности к научной или политической деятельности: -ист, -ец (атеизм-атеист, партия- партиец);

по принадлежности к месту проживания или национальности: -ец, -анин, -янин, -ин, -ич (Португалия-португалец, Крым-крымчанин, север-северянин, Болгария-болгарин, Москва-москвич).

Образуют от названий лиц мужского пола названия лиц женского пола:

 

на -тель с помощью суффикса -ниц- (воитель-воительница);

на -ец, -ист, -ичс помощью суффикса -к-(кубинец-кубинка, моралист-моралистка, москвич-москвичка);

на -ак, -як с заменой -к- на -ч- (бедняк-беднячка, рыбак-рыбачка);

на -анин, -янин с заменой -ин на -к- (мещанин-мещанка, землянин-землянка);

на -ец с помощью суффикса -иц (кормилец-кормилица);

на -ун с помощью -ья (хвастун-хвастунья);

на -чик, -щик, -ик с заменой -к- на -ц- (ответчик-ответчица, кладовщик-кладовщица, умник-умница).

 

2. Выполните задание. Образуйте существительные - название лица женского пола от данных слов:

 

 

учитель –

 писатель – 

   

испанец –  

комсомолец – 
марксист –

 коммунист – 
бедняк - 
рыбак –

 добряк – 
москвич –

скрипач -  
южанин –

 северянин – 

 

 

 



красавец –

 кормилец – 
бегун –

говорун –

хвастун - .

Шановні учні! Завдання треба відсилати в той день,

коли урок за розкладом.

24 ноября 2021 года

Тема урока: Двоеточие и тире в предложениях с однородными членами

При однородных членах предложения бывают обобщающие слова, которые могут стоять перед или после однородных членов.

Обобщающие слова — это слова, стоящие при однородных членах и указывающие их общее значение. Обобщающие слова отвечают на тот же вопрос и являются тем же членом предложения, что и однородные члены.

В саду росли цветырозытюльпанынарциссы.

Слово  цветы  — это обобщающее слово. И обобщающее слово (цветы), и однородные члены (розы, тюльпаны, нарциссы) являются подлежащими.

В схемах предложений с обобщающими словами, обобщающие слова обозначаются так –                

Знаки препинания при обобщающих словах     

В предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения ставятся двоеточие и тире.

Двоеточие ставится после обобщающего слова, если оно стоит перед однородными членами предложения:

В саду росли разные деревья: дубыкаштаны и липы.

[ :  и .]

Тире ставится перед обобщающим словом, если оно стоит после однородных членов предложения.

Бумагакраскикарандаши  всё было аккуратно сложено.

[ – .]

Выполните задание:

Перепишите, расставьте знаки препинания, Сделайте схемы предложений.

1) В человеке должно быть всё прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. (А. Чехов) 2) Живя умей всё пережить Печаль и радость и тревогу.  (Ф. Тютчев) 3) Будущее принадлежит двум типам людей человеку мысли и человеку труда. (В. Гюго) 4) Ничто ни слова ни мысли ни даже поступки наши не выражает так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру как наши чувствования... (К. Ушинский)

17 ноября 2021 года

Тема урока: Сложные предложения. Запятая в сложных предложениях

1. Посмотрите видеоурок.

2. Запишите в тетрадь:

- Что такое сложное предложение? 

-Запишите все три сложных предложения из видео. Подчеркните грамматические основы.

- На какие виды делятся сложные предложения?

20 октября 2021 года

Ребята, возьмите чистую тетрадь и подпишите её:

Тетрадь

для контрольных работ

по русскому языку

ученика/ученицы 5 класса

Катериновской ОШ

Фамилия, имя в родительном падеже: 

Арзуманяна Аркадия

Бондаревой Натальи

Гичко Вадима

Лавриненко Ангелины

Маслова Александра

Топаловой Лины

Открываем тетрадь и пишем число

Двадцатое октября

Контрольная работа №1

1. Спишите текст.

Озеро

 

Сквозь деревья сверкнула вода, и вскоре дорожка привела к большому озеру. Озеро было без берегов. Шла сочная трава лесной поляны, и вдруг на уровне травы началась вода. Как будто лужу налило дождём. Казалось, что под водой тоже продолжается трава. Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, и чем больше уходило оно в глубину, тем чернее становилась озёрная вода.

2. Выделенные красным цветом слова выпишите и разделите для переноса.

3. Выделенные голубым цветом слова выпишите и определите количество слогов.

4. Сфотографируйте и вышлите мне на вайбер 0993062466