Одиннадцатое мая
Чтение молча
Задание: Внимательно прочитайте текст и дайте ответы на вопросы.
Мальчик и собака
Из-за бугра пришел серый клочкастый пес. Ростом с козу. У него были полустоячие уши, толстые лапы и озабоченная морда. Он сунулся было в дверь, но увидел уборщицу и попятился, поджав похожий на
веер хвост. Улизнув от двери, пес принял независимый вид и деловито оглянулся. Тут он заметил мальчика.
С полминуты они разглядывали друг друга с любопытством и чуть настороженно. Потом пес медленно двинулся к мальчику и остановился в трех шагах.
–Чего тебе? – сказал мальчик. Сказал не сердито, а с неловкостью, как говорят с маленькими детьми, когда не умеют с ними обращаться и боятся обидеть.
Пес нерешительно махнул хвостом. Один раз.
Мальчик чуть улыбнулся. Щелкнул замком чемоданчика и поднял крышку. Пес сделал еще шаг, торопливо сел, наклонил голову и совсем по-человечьи моргнул. Мальчик вынул газетный сверток с дорожным запасом. Это были два ломтика хлеба, а между ними – котлета. Песий хвост засвистел и замелькал, как пропелер, с пушистых одуванчиков стайками взлетели семена-парашютики и осели у мальчика на брюках. Он засмеялся, разломил котлету и бросил половину псу.
Мальчик думал, что кусок моментально исчезнет в собачьей пасти. Но пес, получив угощение, перестал вертеть хвостом, лег и начал жевать котлету, деликатно придерживая лапой. При этом поглядывал на мальчика благодарно и хитровато. Другую половину котлеты мальчик съел сам.
Потом они поделили хлеб. Он был не такой вкусный, как котлета, но пес охотно сжевал весь кусок и выразительно просмотрел на мальчика: «Нет ли еще?»
–Все, – сказал мальчик.
Пес глазами показал на газету: «А это?»
–Это же просто бумага. Видишь? – Мальчик повертел передним смятый газетный лист.
Пес не прочь был пожевать и бумагу, пропитанную таким вкусным котлетным запахом, но мальчик не понял. Он скомкал газету и оглянулся: куда бы кинуть? Кругом было чисто. В траве палисадника и на дорожке мальчик не заметил ни окурков. Ни бумажных клочков. К тому же сердитое побрякивание ведер напоминало, что мусорить на станции не следует. Уборщица уже вымыла пол внутри дома и мыла крыльцо. Мальчик подошел к ступеням.
–Скажите, пожалуйста, куда можно бросить бумагу?
Уборщица выпрямилась:
–Если уж так порядок любишь, снеси вон туда, за угол. Там мусорный ящик есть.
Он кивнул и неторопливо зашагал по тропинке, протоптанной вдоль кирпичного фундамента. Пес неодобрительно взглянул на уборщицу и пошел за мальчиком… К большому огорчению пса, мальчик бросил вкусную газету в побеленный дощатый ящик и хлопнул крышкой. Пес вздохнул и сел.
–Что вздыхаешь? – спросил мальчик. – У тебя тоже неприятности?
Пес замахал хвостом. Он как бы говорил: «Неприятности – чушь. Если хочешь, я готов быть веселым».
Пес наклонил набок голову. Одно ухо встало у него торчком, а другое совсем упало и закрыло глаз. Мальчик засмеялся:
–Чучело репейное. Как тебя зовут?
Пес вдруг подскочил и припал на передние лапы. Он приглашал поиграть. Морда у него стала дурашливая и озорная.
–А ты меня нечаянно не слопаешь? – спросил мальчик. Пес замотал головой так, что уши захлопали: «Ни в коем случае!»
Мальчик шлепнул его по косматому загривку:
–Ты ляпа! Догоняй! – и помчался по высокой траве.
Разинув большую розовую пасть, пес рванулся за ним.
В. Крапивин «Всадники со станции Роса»
Вопросы к тексту
1. Пес был
а) серый клочкастый; б) черный клочкастый; в) гладкий белый.
2. Пес попятился, увидев
а) начальника станции; б) уборщицу; в) мальчика.
3. «Чего тебе!» – сказал мальчик не сердито,
а) а с испугом; б) а с неловкостью; в) а вопросительно.
4. Мальчик и собака разглядывали друг друга
а) удивленно и восторженно;
б) с испугом и неприязнью;
в) с любопытством и настороженно.
5. В свертке мальчика лежал
а) обед; б) бутерброд; в) дорожный запас.
6. Мальчик и собака съели
а) сначала хлеб, потом котлету;
б) сначала котлету, потом хлеб;
в) хлеб и котлету одновременно.
7. Мальчик не бросал на землю газету, потому что
а) кругом было чисто;
б) рядом была уборщица;
в) был хорошо воспитан.
8. Побрякивание ведер уборщицы было
а) громким;
б) сердитым;
в) раздраженным
9. Данный текст представляет собой
а) описание;
б) повествование;
в) повествование с элементами описания.
10. К мальчику собака испытывала
а) любопытство;
б) признательность;
в) дружелюбие.
11. Собака подружилась с мальчиком, потому что
а) тот разделил с нею еду;
б) тот отнесся к ней, как к другу;
в) искала себе хозяина.
12. Главная мысль рассказа:
а) мальчик и собака нашли друг друга;
б) животным нужно помогать;
в) опасно общаться с бродячими животными.
15 декабря 2021 года
Контрольная работа
Тесты
1. Запишите слова. Выделите в них значимые части (корень, префикс, суффикс, окончание, основа слова)
Вода, заводь, водник, водянистый.
2. Спишите слова. Вставьте пропущенные буквы.
Разб…раться, нат…рать, соб…рать, изб…ратель, раст…ранние, подт…реть, ум…реть, разб…рём.
3. Спишите слова. Вставьте пропущенные буквы.
Р…ст, р…сти, отр…стить, Р…стислав, подр…стать.
Без росы и трава не р…стёт.
4.Запишите слова, дополнив их префиксами на з-(с).
…цветающий, …мерить, …дельник, …ведчик, …порядок, …биратели.
5. Спишите слова. Вставьте пропущенные буквы е или и в префиксах.
Пр..сесть, пр…глупый, пр…клеить, пр…лечь, пр…школьный, пр…кусил, пр…жадный.
6. Вставьте разделительный твёрдый или мягкий знак.
С…ел, под…езд, вороб…и, в…юга, под…ехать, двух…этажный.
20 октября 2021 года
Тема урока: Чередование гласных
Задания:
1. Внимательно прочитайте размещенный ниже теоретический материал.
2. Выполните тренировочное упражнение.
Чередование — это замена одного звука другим в одной и той же морфеме при образовании и изменении слов.
В корне слов могут чередоваться как гласные, так и согласные.
В корнях гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор- в безударном положении пишется буква «о», а под ударением и «а», и «о», например:
В корнях бер-/бир-, мер-/мир-, пер-/пир-, дер-/дир-, тер-/тир-, жиг-/жег-, стел-/стил-, чет-/чит-, блест-/блист- отметим безударные гласные «е» или «и» в зависимости от присутствия суффикса -а-, например:
г//ж//з
д//ж//жд
к, ц, ч//т
к//ч//ц
Подберите к указанным словам однокоренные или измените их так, чтобы произошло чередование звуков. Обозначьте морфемы, в которых происходит чередование, подчеркните чередующиеся согласные.
Рука, тихий, косить, возить, ловить, горох, водить, спать, друг, сушить.
Выполните задание, сфотографируйте и вышлите мне в вайбере: 0993062466