ЧТЕНИЕ МОЛЧА
Прочитайте текст и дайте ответы на вопросы
Учиться говорить и писать
Прочтя такой заголовок, большинство читателей подумают: «Этим я занимался в раннем детстве!». Нет, учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, и если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он владеет им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно.
Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через его родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивающийся в течение более тысячелетия, давший в Х1Х веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «… нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер, - прислушаться к тому, как он говорит.
Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, - качеств человека, который пользуется языком народа.
Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюётся словами».Для каждого расхожего понятия у него необычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему всё нипочём, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всеми смеется, ничего не боится.
А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он трус и робок, не уверен в себе.
Язык человека – это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает.
И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным человеком, то обращайте своё внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономично. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своём языке: не будьте самовлюблённым болтуном.
Если вам приходится часто публично выступать, – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, - то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Следите за временем. Это необходимо не только из уважения к окружающим – важно чтобы вас поняли. Первые пять минут – слушатели могут слушать вас внимательно, вторые пять минут – они могут вас ещё слушать, через пятнадцать минут – они только делают вид, что вас слушают, а на двадцатой минуте – перестают делать вид и начинают перешептываться о своих делах, а когда дойдёт до того, что вас перебьют или начнут друг другу что-нибудь рассказывать, - вы пропали.
Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Можно даже читать доклад, но читайте его с интересом. Если выступающий с интересом для себя читает или рассказывает и аудитория это чувствует, то и слушателям будет интересно. Интерес не создаётся в аудитории сам, - интерес внушается аудитории выступающим. Конечно, если тема выступления не интересна, из попыток внушить аудитории интерес ничего не выйдет.
Постарайтесь так, чтобы в вашем выступлении не было просто разных мыслей, а чтобы была одна главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.
Но как научится писать? Если хочешь научиться хорошо говорить, надо постоянно обращать внимание на речь своих и других, записывая иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела, то, чтобы научиться писать, - надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».
( По Д.С. Лихачёву )
ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ
1. К какому стилю относится данный текст?
а) к художественному;
б) к публицистическому;
в) к научному.
2. Какие основные стилевые черты позволили вам определить стилистическую принадлежность данного текста?
а) образность, конкретность, эмоциональность;
б) призывность, страстность;
в) отвлечённость, точность, логичность.
3. В каком из вариантов заглавий лучше выражены тема и основная мысль текста?
а) «Учитесь говорить и писать»;
б) «Язык человека – это его мировоззрение»;
в) «Несколько правил хорошей речи».
4. Какую цель ставил перед собой автор, создавая данный текст?
а) обмен информацией, мыслями с близкими людьми;
б) разъяснение научных закономерностей;
в) сообщение информации об общественно важных делах.
5. К какому типу речи можно отнести данный текст?
а)это повествование;
б) описание;
в) рассуждение.
6. Когда, по мнению автора текста, нужно учиться говорить и писать?
а) в раннем детстве;
б) до окончания высшего учебного учериждения;
в) всю жизнь.
7. Что, по мнению Д.С. Лихачёва, является самой большой ценностью народа?
а) его культура;
б) его язык;
в) его природные богатства.
8. Чьё высказывание о русском языке цитирует автор?
а) И.С. Тургенева;
б) А.С. Пушкин;
в) К.Г. Паустовский.
9. Что, по мнению Д.С. Лихачёва, является наиболее точным показателем человеческих качеств?
а) манера человека держать себя;
б) лицо человека;
в) его язык.
10. Показателем чего служит использование в речи жаргонных выражений?
а) силы человека;
б) его ума;
в) неуверенности в себе.
11. О чём нужно помнить во время публичных выступлений?
а) выступление должно быть подчинено главной мысли и быть кратким;
б) оно должно быть пространным, то есть подробным, обстоятельным;
в) во время выступления нужно подождать пока у слушателей возникнет интерес,
12. Что нужно делать, чтобы научиться писать?
а) переписывать много книг;
б) записывать удачные выражения;
в) умение писать придёт само, когда научишься говорить.
Вопросы к тексту.
1. Чего заслуживает дом писателя в Мещере?
а) Повествования;
б) описания;
в) рассуждения.
2. Что делали коты, когда автор приходил с рыбалки?
а) Брали дом в осаду;
б) окружали рыбака;
в) забегали в дом.
3. Как коты пытались добыть рыбу из кукана?
а) Влазили на дерево;
б) влазили на частокол;
в) поднимались на задние лапы, передними пытались зацепить кукан.
4. Почему коты начинают бить друг друга по усатым мордам?
а) Они не поделили добычу;
б) от досады;
в) они агрессивны от природы.
5. С чем выходит хозяин из бани, услышав вопли котов?
а) С палкой;
б) с кнутом;
в) с фонарем.
6. Что вынуждает котов «просить пощады»?
а) Они застряют в частоколе;
б) они не успевают доесть рыбу;
в) они не хотят уходить от дома.
7. Куда смотрят синицы, поющие на ветке?
а) На ломоть черного хлеба, лежащий на подоконнике;
б) на котов, которые ходят внизу;
в) на хозяина домика.
8. Чем заросла старая беседка?
а) Вьющейся розой;
б) кустами малины;
в) диким виноградом.
9. Что занимает воробьев, заглядывающих в беседку?
а) Блестящие предметы;
б) часы;
в) очки.
10. Кто садится на раскрытую книгу?
а) Сверчок;
б) комар;
в) ночная бабочка.
11. Что или кто шуршит в саду?
а) Ежи в листве;
б) туман;
в) листья на ветру.
12. Как ощущает эту затерянность автор?
а) Как покой;
б) как радость;
в) как счастье.
20 октября 2021 года
Тема: Тире в неполном предложении
Задание:
1. Посмотрите видеоурок.
2. Выполните упражнение
Расставьте недостающие тире в предложениях.
1. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я довольно плохо (Тургенев). 2. Наше дело повиноваться, а не
критиковать (Салтыков-Щедрин). 3. Земля внизу казалась морем, а горы громадными окаменевшими волнами (Арсеньев). 4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом (Паустовский). 5. Люблю небо, траву, лошадей,
всего больше море (Лавренев). 6. Когда я шёл к трамваю, по дороге пытался вспомнить лицо девушки (Лавренев). 7. Сквозь чёрные огромные ветви лиственниц серебряные звёзды (Федосеев). 8. Ему скоро не подняться на ноги, да и
поднимется ли вообще? (Федосеев). 9. Речушка стала синей, а небо голубым (Яшин). 10. И цвет этих
полей на дню без конца меняется: утром один, вечером другой, в полдень третий (Баруздин). 11. Кто чего ищет, а мать всегда ласки (М. Горький). 12.
Дерево дорого плодами, а человек делами (пословица). 13. В больших людях я люблю скромность, а в маленьких собственное достоинство (Афиногенов). 14. Дела булочной шли весьма хорошо, лично мои всё
хуже (М. Горький). 15. Тёркин дальше. Автор вслед (Твардовский).
Сфотографируйте и вышлите.