ЧТЕНИЕ МОЛЧА

Прочитайте текст и дайте ответы на вопросы

Учиться говорить и писать

Прочтя такой заголовок, большинство читателей подумают: «Этим я занимался в раннем детстве!». Нет, учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, и если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он владеет им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно.

Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через его родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивающийся в течение более тысячелетия, давший в Х1Х веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «… нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер, - прислушаться к тому, как он говорит.

Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, - качеств человека, который пользуется языком народа.

Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюётся словами».Для каждого расхожего понятия у него необычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему всё нипочём, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всеми смеется, ничего не боится.

А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он трус и робок, не уверен в себе.

Язык человека – это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным человеком, то обращайте своё внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономично. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своём языке: не будьте самовлюблённым болтуном.

Если вам приходится часто публично выступать, – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, - то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Следите за временем. Это необходимо не только из уважения к окружающим – важно чтобы вас поняли. Первые пять минут – слушатели могут слушать вас внимательно, вторые пять минут – они могут вас ещё слушать, через пятнадцать минут – они только делают вид, что вас слушают, а на двадцатой минуте – перестают делать вид и начинают перешептываться о своих делах, а когда дойдёт до того, что вас перебьют или начнут друг другу что-нибудь рассказывать, -  вы пропали.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Можно даже читать доклад, но читайте его с интересом. Если выступающий с интересом для себя читает или рассказывает и аудитория это чувствует, то и слушателям будет интересно. Интерес не создаётся в аудитории сам, - интерес внушается аудитории выступающим. Конечно, если тема выступления не интересна, из попыток внушить аудитории интерес ничего не выйдет.

Постарайтесь так, чтобы в вашем выступлении не было просто разных мыслей, а чтобы была одна главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

     Но как научится писать? Если хочешь научиться хорошо говорить, надо постоянно обращать внимание на речь своих и других, записывая иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела, то, чтобы научиться писать, - надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

( По Д.С. Лихачёву )

 

 

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ

 

1. К какому стилю относится  данный текст?

            а) к художественному;

            б) к публицистическому;

            в) к научному.

2. Какие основные стилевые черты позволили вам определить стилистическую принадлежность данного текста?

            а) образность, конкретность, эмоциональность;

            б) призывность, страстность;

            в) отвлечённость, точность, логичность.

3. В каком из вариантов заглавий лучше выражены тема и основная мысль текста?

            а) «Учитесь говорить и писать»;

            б) «Язык человека – это его мировоззрение»;

            в) «Несколько правил хорошей речи».

4. Какую цель ставил перед собой автор, создавая данный текст?

            а) обмен информацией, мыслями с близкими людьми;

            б) разъяснение научных закономерностей;

            в) сообщение информации об общественно важных делах.

 5. К какому типу речи можно отнести данный текст?

            а)это повествование;

            б) описание;

            в) рассуждение.

6. Когда, по мнению автора текста, нужно учиться говорить и писать?

            а) в раннем детстве;

            б) до окончания высшего учебного учериждения;

            в) всю жизнь.

7. Что, по мнению Д.С. Лихачёва, является самой большой ценностью народа?

            а) его культура;

            б) его язык;

            в) его природные богатства.

8. Чьё высказывание о русском языке цитирует автор?

            а) И.С. Тургенева;

            б) А.С. Пушкин;

            в) К.Г. Паустовский.

9. Что, по мнению Д.С. Лихачёва, является наиболее точным показателем человеческих качеств?

            а) манера человека держать себя;

            б) лицо человека;

            в) его язык.

10. Показателем чего служит использование в речи жаргонных выражений?

            а) силы человека;

            б) его ума;

            в) неуверенности в себе.

11. О чём  нужно помнить во время публичных выступлений?

            а) выступление должно быть подчинено главной мысли и быть кратким;

            б) оно должно быть пространным, то есть подробным, обстоятельным;

            в) во время выступления нужно подождать пока у слушателей возникнет интерес,

12. Что нужно делать, чтобы научиться писать?

            а) переписывать много книг;

            б) записывать удачные выражения;

            в) умение писать придёт само, когда научишься говорить.

 

 

 

        

Вопросы к тексту.

1. Чего заслуживает дом писателя в Мещере?

а)    Повествования;

б)   описания;

в)    рассуждения.

2. Что делали коты, когда автор приходил с рыбалки?

а)   Брали дом в осаду;

б)    окружали рыбака;

в)    забегали в дом.

3. Как коты пытались добыть рыбу из кукана?

а)   Влазили на дерево;

б)   влазили на частокол;

в)   поднимались на задние лапы, передними пытались зацепить кукан.

4. Почему коты начинают бить друг друга по усатым мордам?

а)    Они не поделили добычу;

б)   от досады;

в)    они агрессивны от природы.

5. С чем выходит хозяин из бани, услышав вопли котов?

а)    С палкой;

б)    с кнутом;

в)   с фонарем.

6. Что вынуждает котов «просить пощады»?

а)   Они застряют в частоколе;

б)    они не успевают доесть рыбу;

в)    они не хотят уходить от дома.

7. Куда смотрят синицы, поющие на ветке?

а)   На ломоть черного хлеба, лежащий на подоконнике;

б)    на котов, которые ходят внизу;

в)    на хозяина домика.

8. Чем заросла старая беседка?

а)    Вьющейся розой;

б)    кустами малины;

в)   диким виноградом.

9. Что занимает воробьев, заглядывающих в беседку?

а)    Блестящие предметы;

б)   часы;

в)    очки.

10. Кто садится на раскрытую книгу?

а)    Сверчок;

б)    комар;

в)   ночная бабочка.

11. Что или кто шуршит в саду?

а)    Ежи в листве;

б)   туман;

в)    листья на ветру.

12. Как ощущает эту затерянность автор?

а)    Как покой;

б)    как радость;

в)   как счастье.

 

20 октября 2021 года

Тема: Тире в неполном предложении

Задание:

1. Посмотрите видеоурок.

2. Выполните упражнение

Расставьте недостающие тире в предложениях. 


1. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я довольно плохо (Тургенев). 2. Наше дело повиноваться, а не критиковать (Салтыков-Щедрин). 3. Земля внизу казалась морем, а горы громадными окаменевшими волнами (Арсеньев). 4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом (Паустовский). 5. Люблю небо, траву, лошадей, всего больше море (Лавренев). 6. Когда я шёл к трамваю, по дороге пытался вспомнить лицо девушки (Лавренев). 7. Сквозь чёрные огромные ветви лиственниц серебряные звёзды (Федосеев). 8. Ему скоро не подняться на ноги, да и поднимется ли вообще? (Федосеев). 9. Речушка стала синей, а небо голубым (Яшин). 10. И цвет этих полей на дню без конца меняется: утром один, вечером другой, в полдень третий (Баруздин). 11. Кто чего ищет, а мать всегда ласки (М. Горький). 12. Дерево дорого плодами, а человек делами (пословица). 13. В больших людях я люблю скромность, а в маленьких собственное достоинство (Афиногенов). 14. Дела булочной шли весьма хорошо, лично мои всё хуже (М. Горький). 15. Тёркин дальше. Автор вслед (Твардовский).

Сфотографируйте и вышлите.